Как справиться с дрожью в голосе. Дрожит голос при разговоре: причины, советы и рекомендации психолога Что делать чтобы голос не дрожал во время пения

Наш организм – очень сложный механизм, управлять которым в полной мере не в нашей власти. Одной из проблем, возникающей неожиданно и с которой сложно совладать, является появление дрожи в голосе. Отчего возникает это явление и как с ним бороться?

Почему дрожит голос?

  • заболевания щитовидной железы;
  • органов речевого аппарата;
  • наследственностью.

Однако проблема дрожания голоса, возникающая периодически, – психологического характера. Человеку, оказавшемуся в стрессовой ситуации, ввиду сильного волнения свойственны различные нетипичные для него в спокойном состоянии действия или признаки. Так, при волнении некоторые теребят волосы, занимают руки какими-либо предметами, ощущают дрожь верхних конечностей или их потение, а также могут ощущать дрожь в голосе.

Почему дрожит голос чаще всего во время публичных выступлений, концертов, ответов на экзаменах или других ситуаций, сопровождаемых страхом или сильным волнением? Во время таких ситуаций человеку необходимо говорить либо петь, если это артист. То есть в этот момент голос является основным орудием исполнения той деятельности, от которой зависит успех или поражение конкретной ситуации. Неуверенность в себе или боязнь потерпеть публичную неудачу является причиной данного явления. Корни их скрываются в нашем подсознании, часто эти переживания вызваны предыдущим негативным опытом.

Что делать, если дрожит голос

По мнению специалистов в области лингвистической психологии и логопедии, человеку, который страдает периодическим появлением дрожи в голосе, необходимо разобраться в ситуации в прошлом, породившей это явление.

  • Необходима работа, направленная на повышение собственной уверенности и самооценки.
  • Сегодня существуют различные методики и тренинги по самосовершенствованию и преодолению психологических барьеров.
  • Большим шагом к решению проблемы станет способность признать: «У меня дрожит голос». Осознав проблему, вы будете пытаться с ней справиться.
  • Возможно, та деятельность, которой вы занимаетесь, некомфортна для вас, следует пересмотреть свой профессиональный или социальный выбор.

Если самостоятельно эту проблему решить не получается, необходима помощь психолога.

Данную статью можно рассматривать как продолжение статьи «Откуда берется «безголосость», а можно и как совершенно самостоятельный материал. Она призвана ответить на вопрос, что делать, если вы считаете свой голос недостаточно хорошим для пения, как его улучшить на самом начальном этапе?

В случае недостаточного потенциала (силы) голоса работа ведется в двух направлениях: техническом - специальные упражнения, помогающие запустить данный природой механизм естественного дыхания и психологическом (избавление от зажимов и комплексов).

Такие упражнения широко практикуются в любой западной методике вокала, немало информации можно найти и на сайте.

Хочу добавить лишь важный практический совет: никогда не напевайте песни, пойте их в полный голос. Мурлыканье себе под нос, напевание закрепляет вредные вокальные привычки, особенно, если речь идет не о профессионале, а о начинающем вокалисте.

Тембр также несколько зависит от вокального стиля, ведь один и тот же человек, обучаясь академическому пению и современному, поет совершенно по-разному; а также немного и от языка, на котором поет исполнитель, так как разное произношение часто окрашивает голос по-разному. Так, при пении итальянского и англоязычного репертуара обязательно возникает разная окраска звука, в противном случае песня слушается довольно смешно.

Кроме того, многие дефекты тембра, такие как слишком носовой звук, воздушность, неплотность, неглубокость исправляются целевыми упражнениями. Я абсолютно согласна с вокальными педагогами, утверждающими, что тембр - это не диагноз, но при этом решительно против существующих школ по «клонированию» конкретного типа тембра.

Так, например, кому-то нравится Агилера, и вот «с конвейера» сходит с десяток Агилер, которые потом не могут определить свой вокальный путь и найти свое место под солнцем, так и работая всю свою карьеру двойником.

Можно воспользоваться примером звездного исполнителя для того, чтобы нагляднее понять, какие качественные характеристики присутствуют в его голосе и отсутствуют в вашем, и далее научиться их воспроизводить в собственном голосе. Но учиться петь «под копирку» нравящегося исполнителя не советуют все маститые вокальные тренеры.

Кроме того, не всегда даже в звездном голосе, а тем более в голосе вокального педагога присутствуют только хорошие характеристики, и потому нередко вокальные педагоги вместе с техникой передают своим ученикам и имеющиеся у них тембровые дефекты.

Как придать прочность и глубину голосу

У всех тембры разные, и каждый по-своему красив. Но есть одна тембровая характеристика, которая очень не нравится слушателю, говорим мы или поем. Это верещащий, писклявый голос, высокий и поверхностный. Такие голоса очень тяжело слушать, и они раздражают нас не только в пении, но и при разговоре.

Обычно причиной является ошибка размещения голоса в резонансной системе (головной, грудной). Обладатели таких голосов говорят, как правило, именно головным голосом, используя теменное резонирование. Они все время как бы смещают голос вверх. На самом деле это не только тяжело для слушателя, но и создает напряжение для самого говорящего, приводя к быстрой утомляемости голоса, частой охриплости, а иной раз и к серьезным проблемам с голосом.

Первое что надо сделать - это сместить голос в разговорный режим, на уровень рта, гортани и вокальной «маски». Поначалу этого можно добиться, подражая обладателям низких и глубоких голосов. Имитация постепенно сместит звук в нужный резонатор, и тогда надо прочувствовать его и закрепить ощущение.

Вторая причина - неправильное, очень поверхностное дыхание. Плохой контроль воздушного потока и, соответственно, голоса.

Для этого используются дыхательные упражнения: например, набрать воздух, выдыхать, считая мысленно до 10, затем продолжать выдох, произнося (пропевая) английский согласный ng , заканчивая счет на 11, 12. Если делать данное упражнение по 10 минут в день, то вы заметите, как существенно укрепится ваше дыхание и его контроль.

Хорошие результаты дают упражнения на резонирование: мычание и мычание с «жеванием» (на звуке М делать жевательные движения, прислушиваясь как звук смещается и «гуляет» по разным резонаторам). А также знаменитый vocal fry , который также помогает сделать голос более низким и глубоким, более «сочным». Vocal fry вообще универсален и используется во многих качествах и для достижения многих целей, без преувеличения можно сказать, что это настоящее сокровище.

Если вы не знаете, что такое vocal fry , послушайте этот фрагмент. Вот «скрипение», «трещание», «дребезжание» на низких и средних нотах и есть этот прием. В этой статье я не буду подробно на нем останавливаться, этому посвящена .

В качестве еще одного упражнения рекомендуется просто читать слова, хорошо скандируя слоги и пытаясь удержать голос именно в центральной части лица, «маске». Именно чтение и декламирование, а не пение, дает очень хорошие результаты в дальнейшем и в вокале. Можно взять четверостишие из любимого произведения (литературного или песенного) и скандировать его.

Как сделать дрожащий голос стабильным

Первой и основной причиной дрожащего голоса являются эмоции (волнение, стресс, стеснение, боязнь ошибиться). То есть причина в том, что нет контроля над голосом, отсюда возникает и боязнь сфальшивить, дать «петуха», потому голос и дрожит. Для улучшения контроля надо работать над дыханием.

Упражнения таковы:

1) Набрать воздух и, используя небольшое его количество, пропевать на удобной ноте короткие «а», с некоторым интервалом: «а»-пауза-«а»-пауза и т.д. (Прием стаккато)

2) Упражнение то же, но уже с более длинным «а», но все также с небольшим количеством воздуха. Не забываем, что голосообразование в вокале основано на экономном расходе воздуха и не сильном подсвязочном давлении. То есть для того, чтобы спеть хорошую, мощную ноту совершенно не надо набирать полные легкие воздуха и, тем более, толкать его. Здесь же следует и постепенно увеличить интенсивность (громкость) звука.

Ну и когда первые 2 упражнения начнут получаться, то, набирая воздух, петь длинную «а» пока он не закончится, естественно, не доводя себя до удушья. Об этом упражнении подробнее написано в статье «Вокал для взрослых. С чего начать?»

Интонация

Каждый может петь чисто кроме тех, у кого серьезные физические дефекты: глухота, проблема с голосовыми связками и т д.

Возникающие проблемы с чистым интонированием, встречаются 2-х типов:

1) ошибки слухового восприятия, то есть ошибочный сигнал, который посылают рецепторы уха мозгу и мозг - голосу.

2) механическая фальшь: легкое недотягивание или занижение звука или, напротив, легкое завышение (речь идет о минимальном интервале, лежащем между полутоном и тоном), которое зависит от ошибок в постановке, в дыхании.

Что касается дыхательной техники, то об этом написано немало и, опять же, повторяться я не буду.

В качестве других рекомендаций советую всегда работать над репертуаром, записывая себя на диктофон, а потом каждый раз прослушивать запись. Также важно и прослушивать отдельно базу: аккомпанемент, гармонию, что также тренирует ухо, поскольку наш слух тренируется не только активно, но и пассивно, то есть и без воспроизведения звука голосом.

Также рекомендую купить простенькие клавиши, синтезатор (четырех октав вполне достаточно), в качестве стандарта, своего рода эталона для сравнения. Нажимать клавиши и повторять ноты. Визуальный ряд очень помогает, так как, смотря на инструмент и повторяя звук, вы формируете и зрительное представление, где что находится по высоте.

Очень хорошие результаты дают упражнения по методике Кирюшина (найдите, в Интернете информация об этом есть). Делать их надо регулярно, занимаясь дома самостоятельно.

Вот такие действия помогут подготовить голос к вокальным задачам. Однако, повторяю, возможно и не стоит тратить на них время, если ваш голос достаточно хорош, просто часто мы не можем объективно оценить свои умения и возможности, свои качества самостоятельно. Так что лучше, все же, обратиться к специалисту хотя бы один раз, чтобы он (она) прослушав вас, подсказали бы, какие качества голоса требуют исправления, а какие – нет.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

«Как мне научиться красиво петь?» – таким вопросом задаётся, наверно, каждый начинающий вокалист.

«Как улучшить качество пения учеников?» – вопрос, волнующий педагогов.
Идеальные голоса, без дефектов, лично в моей практике встречаются редко. В основном наблюдаются следующие недостатки звучания голоса:

  • качание и тремоляция;
  • гнусавость;
  • фальшивая интонация;
  • тихий звук.

Хорошая новость, что благодаря ежедневной, планомерной, систематической работе можно либо полностью устранить эти недостатки, либо значительно улучшить качество пения.

Каким образом? Разберем каждый случай в отдельности.

Качание голоса и тремоляция.

Такой недостаток чаще всего встречается у певцов в возрасте, но может возникнуть и у детей, и у молодых вокалистов. Голос льётся не ровно и гладко, а как бы дрожит, качается между соседними звуками, пульсирует.
По природе своей это вибрация .

Размах – это степень крайних отклонений звука от основного тона.
Скорость – это частота колебаний в секунду.

Вибрация в 6-7 колебаний в секунду называется ВИБРАТО.
Вибрато является свойством хорошего вокала. Оно придаёт голосу яркость и динамичность.

Но если скорость вибрации больше или меньше 6-7 колебаний – это уже недостаток, требующий исправления.
При скорости вибрации больше 6-7 колебаний появляется тремоляция («барашек»), а при меньшей скорости – неустойчивая интонация, качание звука .

Причины возникновения этих недостатков могут быть самые различные: это и заболевания голосового аппарата, и органические недостатки (возрастные изменения).

Но если здоровье в порядке, то основными причинами возникновения качания и тремоляции, на мой взгляд, являются:

  • неправильная постановка голоса;
  • отсутствие навыка певческого дыхания;
  • постоянное форсирование звука.

Каковы же методы исправления?

1) Прежде всего, необходимо научиться правильно дышать при пении. Вдох должен быть активным, бесшумным и глубоким, а выдох ровный и продолжительный. Для тренировки можно использовать различные упражнения дыхательной гимнастики.

2) Петь упражнения с закрытым ртом на согласный «м», тренировать ровный, без толчков, выдох.

3) Петь упражнения с открытым ртом, хорошо прикрытым звуком. Самые лучшие гласные для устранения тремоляции – это «у» и «о».

Пение должно быть негромким, максимум mf, без форсирования, так как при громком пении вибрация увеличивается. Упражнения должны быть построены на ряде последовательных тонов в пределах квинты, не больше. Темп небыстрый, максимально позволяющий снять качание.

Усложнять упражнения и прибавлять темп следует постепенно, по мере выравнивания звука.

Гнусавость голоса.

Пение в нос – часто встречающийся недостаток.

Гнусавость может возникнуть в результате заболевания (простуда, заложенность носа). В этом случае нужно обратиться к врачу, пройти лечение.

Вторая причина – отсутствие певческого навыка, вялая нёбная занавеска. Вместо того, чтобы находиться в приподнятом положении, она провисает. В результате звук в основном проходит через нос, и возникает гнусавый оттенок голоса.

Исправление – пение на гласные «у» или «о», так как при их исполнении нёбная занавеска значительно сокращается. При этом губы должны быть очень активными, а рот должен достаточно широко раскрываться.

Также хорошо помогает пение и говорение с зажатым носом. Подробнее читайте и слушайте

Фальшивая интонация.

Опять же причины возникновения могут быть самыми различными. Сначала выясняем причину, потом принимаем меры по её устранению.

Фальшивое пение может быть результатом простудного заболевания, болезни горла, заложенности носа. Понятное дело, что в таком состоянии не нужно петь, а нужно лечиться.

Физическая слабость, переутомление, мутация тоже могут стать причиной неточного интонирования в пении. Что нужно делать? Укреплять своё здоровье, заниматься спортом, грамотно планировать работу и отдых.

Другие причины, которые можно исправить в процессе обучения:

  • неразвитость музыкального слуха, отсутствие координации между слухом и голосом;
  • неправильное формирование звука, пение в низкой позиции;
  • небрежное исполнение, когда певец не старается петь идеально чисто.

Методы исправления.

  • Развивать общую музыкальность, музыкальный кругозор, слушать больше разнообразной хорошей музыки в профессиональном исполнении.
  • Развивать музыкальный слух: мелодический, гармонический, внутренний.
  • Учиться анализировать своё пение, контролировать, опираясь на свои внутренние ощущения, возникающие при пении.
  • Петь упражнения на стаккато в небыстром темпе (это очень действенный приём для исправления интонации).
  • Петь упражнения сначала с постоянным сопровождением инструмента (очень важно, чтобы инструмент был настроен!), затем чередовать пение с сопровождением и без него, а потом исполнять упражнения a cappella, т. е. без поддержки инструмента.

Только при пении a cappella можно научиться петь чисто, держаться в тональности. Этот приём развивает музыкальный слух и самоконтроль певца.

Тихое пение.

Тихий, вялый и слабый звук может возникнуть по следующим причинам:

  • плохое дыхание;
  • особенности характера – робость, скованность, стеснительность, неуверенность в себе.

Исправление в плане работы над вокалом:

  • использование твёрдой атаки звука;
  • пение упражнений на стаккато, затем на чередование стаккато и легато;
  • пение упражнений и произведений в быстром темпе и с острым ритмом.

Что же касается воспитания характера, то для получения быстрого результата я рекомендую обратиться к специалисту, найти хорошего психолога, коучера, пройти тренинг личностного роста.

Важно всегда петь эмоционально, чувствовать себя свободно, раскованно. Внутреннее чувство свободы, уверенность в себе — залог успеха в любой деятельности. Но об этом — в одной из следующих статей.

Те, кто разговаривает дрожащим голосом, часто расстраиваются и нервничают. Они постоянно беспокоятся о том, что о них подумают другие или что с ними может произойти. Заметим, что дрожь в голосе появляется и у людей, принимающих психотропные средства для поддержания настроения, поэтому так важно быть внимательным и не путать тех, кто нервничает, с теми, кто просто принимает лекарства.

Зачастую люди с дрожащими голосами боятся жизни. Они осторожничают и не любят принимать решения, потому что слишком беспокоятся из-за последствий любого поступка. Они могут быть неврастениками и без конца переживать из-за того, что кто-то кому-то сказал, и в страхе ожидать, что же теперь будет. Слишком озабоченные своим будущим, они лишают себя настоящего и пасуют перед сюрпризами, которые преподносит им жизнь. Они не чувствуют у себя под ногами твердой почвы, что и проявляется в их дрожащем голосе, и не способны достойно преодолевать многочисленные жизненные невзгоды.

Когда такой человек попадает в сложное положение, его лицо нередко покрывается красными пятнами или багровеет. Голосовые мышцы напрягаются, а голос начинает дрожать. Им овладевает страх, и он отчаянно хочет угодить и снискать одобрение.

С моей клиенткой Челси мы много работали над ее психологическими проблемами. Она нуждалась в одобрении других, и это было вызвано тем, что ее отец никогда не одобрял ничего из того, что она делала. Перестав зацикливаться на мнении о ней других, Челси впервые сумела расслабить мышцы горла, в том числе и голосовые, и стала говорить совершенно спокойно. Добившись этого результата, она заметила, что люди стали общаться с ней гораздо охотнее и им стало больше нравиться ее общество. Люди начали улыбаться Челси и больше не выглядели такими напряженными.

Люди, которые «давят» на вас своим голосом, часто бывают раздражительными, недружелюбными и склонными к соперничеству. Агрессивный характер их стиля общения проявляется в периодическом повышении голоса во время разговора. Это выглядит так, как будто их постоянно охватывает враждебность и они ведут по собеседнику пулеметный огонь ненависти или гнева. Эти неуместные, внезапные вскрики нервируют их собеседника, который расценивает эти неистовые голосовые атаки как не соответствующие обсуждаемому предмету.

Словесная пулеметная очередь такого голосового агрессора во время простого обсуждения вопроса - например, о том, чем люди занимались в выходные, - создает впечатление, что он в эти дни находился на поле боя и пережил бог знает что, хотя на самом деле отлично отдохнул. Однако раздражение и враждебность, переполняющие этих людей, наложили свой отпечаток и на их тон.

Они постоянно видят в других соперников и всегда, даже в самом простом разговоре, ищут способ «побить» оппонента (каковым может оказаться любой, с кем они разговаривают). Поэтому для того, чтобы их услышали, они обязательно должны первыми словесно атаковать собеседника. Тем самым они получают ощущение, что сумели добиться победного преимущества.

3. Гнусавые нытики, которые двигают челюстями

Людей, разговаривающих гнусавым, ноющим голосом, редко воспринимают всерьез. Зачастую их несправедливо характеризуют как не слишком умных и не считающихся с теми, кто их окружает. Из-за своего действующего на нервы голоса они кажутся несносными и постоянно на что-то жалующимися - впрочем, в большинстве случаев так оно и бывает. Голос отражает их внутреннюю неудовлетворенность. Опрос, проведенный службой Гэллапа, показал, что эта особенность голоса относится к одной из семи самых раздражающих: почти 70 процентов респондентов нашли ее просто отталкивающей.

Гнусавые нытики разговаривают так, словно им от вас что-то нужно или что-то, по их мнению, делается неправильно. Часто они становятся объектом насмешек окружающих, поэтому в разговоре обычно обороняются и нападают безо всякой необходимости или, если научились смеяться над собой, обыгрывают особенность своего голоса, используя как преимущество. Джуди Холли-дей, Эдит Банкер («Все в семью») и Фрэн Дрешер («Монашка») сделали карьеру именно на своем гнусавом ноющем голосе.

Нытики обычно вызывают у других смех. Я сама сначала смеялась, когда в мой офис пришла Фрэн Дрешер и попросила, чтобы я помогла ей избавиться от ее ярко выраженного говора жительницы Куинз. Я даже решила, что меня кто-то разыгрывает и именно с этой целью подослал ко мне даму с уморительным голосом. В середине нашего занятия я попросила Фрэн перестать наконец притворяться и признаться, кто же ее послал. В ответ она сообщила мне, что это ее обычная манера разговаривать и ее послала менеджер Элейн Рич.

Мы с Фрэн долго трудились над ее говором и наконец добились успеха. Вся беда была в том, что со своим новым, неноющим голосом она не смогла получить в Голливуде никакой работы, поэтому снова вернулась к своему гнусавому произношению и, снимаясь в сериалах, заработала миллионы.

Однажды вечером на светском приеме я услышала, как мужчина разговаривает очень грубым и сиплым голосом, и была неприятно поражена. Первой моей мыслью было, что с ним наверняка нелегко иметь дело. Позже я узнала, что это был очень тяжелый человек, которого никто не любил. Мне довелось услышать, как несколько его коллег рассказывали о нем довольно неприятные истории. По всей видимости, это был раздражительный хулиган, который всегда настаивает на своем. Понятно, сказала я себе. Это грубиян и невежа, агрессивный, властный и деспотичный.

В жизни Дианн появился новый мужчина, и она хотела, чтобы я послушала сообщение, которое он оставил ей на автоответчике. Он приглашал Дианн на свидание, но у нее появились по его поводу некоторые сомнения. Она не знала, что именно ее беспокоит, просто возникало какое-то странное ощущение. Услышав его голос, я смогла объяснить почему. Голос звучал грубо, сипло и просто резал слух. Мужчина использовал разные ласкательные словечки, такие, как «дорогуша» и «детка», но слушать его все равно было очень неприятно. Дианн спросила, какое он производит на меня впечатление.

Я ответила, что судя по тому, как мужчина говорит, он очень раздражителен и скорее всего это властный, деспотичный тип и хулиган. «Ну конечно! - воскликнула Дианн. - Так оно и есть! Именно поэтому мне и не хочется его видеть. Он невежа. Грубит официантам, своим детям и даже мне. Он легко раздражается и без конца жалуется на своего партнера, бывшую жену и детей. Честно говоря, я сыта им по горло. И потом, он всегда должен быть прав! И его хлебом не корми, только дай кем-нибудь поруководить».

В голове Дианн все прояснилось. Она поняла, что этот мужчина ей совсем не подходит. Подобный тип характера формируется еще в детстве. Неформальное исследование, проведенное в нескольких дошкольных учреждениях и начальных школах, показало, что детей, разговаривающих грубо и бесцеремонно, учителя считают очень раздражительными и смотрят на них как на хулиганов, которые терроризируют весь класс. Также выяснилось, что именно таких детей сверстники больше всего не любят.

Когда люди говорят таким нарочито сексуальным и с особым придыханием голосом, соблазнительно мурлычут, будьте уверены: они просто с вами играют, и это особенно неприятно, если вы слышите, что, закончив разговор с вами, они тут же обращаются в подобной манере к другим людям. Все это выглядит неискренне, оскорбительно и свидетельствует о желании манипулировать собеседниками. Эти люди полагают, что могут «соблазнить» другого человека и заставить его сделать все, что они пожелают. Они слишком высокого мнения о себе и считают возможным играть другими. Тех, кто говорит с придыханием, не принимают всерьез. Сьюзен Хейден Элджин, преподаватель лингвистики университета города Сан-Диего, пишет, что их считают людьми, не заслуживающими доверия.

Вы сразу почувствуете фальшь в этих столь сексуально разговаривающих личностях, когда услышите, что они сохранили свой тон, даже поняв, что не имеют успеха у того, кого пытались соблазнить. Понаблюдайте, как их голос сразу же становится нормальным, как только они поймут, что не способны добиться желаемой реакции ни от кого.

Мой знакомый дантист нанял женщину с таким чувственным голосом на работу в свою приемную. Он надеялся, что своим присутствием она будет способствовать улучшению его имиджа, но на деле женщина ему только повредила. Новая служащая совсем не понравилась его пациентам. Они просто не верили в ее компетентность и старались записываться на прием к врачу не у нее. Не верили они и в то, что она умеет правильно обращаться с их страховыми документами и счетами.

Ряд исследований показал, что речь с придыханием звучит неубедительно и не вызывает доверия. Это стало еще одной причиной того, почему женщина в приемной дантиста производила на всех такое плохое впечатление.

6. Манера говорить, как буйнопомешанный

Элис произносит сто слов в минуту, просто строчит как пулемет. Она доводит собеседника до полного изнеможения и всегда находится в состоянии душевного кризиса. Жизнь для нее - сплошные американские горки. То у нее потерялась кошка, то Элис дожидается вас, потому что не может поймать такси, то потеряла чековую книжку, а то оставила в банке важные документы.

С ней всегда что-нибудь случается, и Элис сообщает вам об этом, стараясь сразить информацией наповал. Поначалу она кажется прелестной и милой, интересной и привлекательной; возможно, вы даже предвкушаете, что переживете вместе с ней немало приключений в стране чудес. Но эта неизменная манера общения «в упор» быстро приедается тому, кто находится «на другом конце провода» и одновременно раскрывает всю подноготную того, кто так с ним говорит.

Этот тип людей любит подавлять собеседника, контролировать и всегда владеть его вниманием. Боже сохрани вас когда-нибудь попытаться перевести разговор на себя и обсудить хоть какую-нибудь из ваших собственных проблем. Не сомневайтесь, что она не проявит к вам и доли того участия, которое вы проявили к ней, и скорее всего произойдет одно из двух: Элис снова заговорит о своих проблемах или, если вы будете упорно продолжать говорить о своем, обрушится на вас с упреками. Ваши дела, по ее мнению, не могут интересовать никого.

Элис не выказала Донне никакого сочувствия и едва позволила ей что-либо сказать. Это вывело Донну из себя, и она дала волю эмоциям. Произошла ужасная ссора, во время которой Элис обвинила Донну в том, что она эгоистка и думает только о себе, в то время как она, Элис, «так старалась ей помочь».

Эти люди обычно неуправляемы, любят манипулировать другими и очень эгоистичны. Когда речь идет не о них, их ничто не трогает. Отношения на равных они не признают. И весьма вероятно, что у них имеются серьезные психологические и психические проблемы, по поводу которых им следует проконсультироваться у специалиста.

Ученые, исследовавшие взаимосвязь голоса и эмоций, обнаружили, что говорящие с такой скоростью обычно находятся в состоянии раздражения. Они постоянно ведут себя так, словно их кто-то расстроил или они с кем-то конфликтуют. Их боевая манера строчить как пулемет также может быть связана с феноменом «спрессованной» речи, который часто наблюдается у людей с биполярным нарушением в случае, если это нарушение не компенсированное. Поэтому необходимо понимать, что в организме людей, которые разговаривают подобным образом, возможно, нарушен баланс химических веществ.

Сказанное не означает, что все говорящие без умолку страдают биполярным нарушением. Положительной стороной такой манеры речи является то, что с ее помощью человек легко увлекает своих слушателей. Он заставляет их поддержать его проект или принять в нем участие. Такие люди способны зажечь публику и пробудить у нее интерес практически к любой затее. За ними всегда очень любопытно наблюдать, потому что они будто обладают неиссякаемой энергией и испытывают энтузиазм по поводу всего, что делают.

Проблема заключается в следующем: они не разбираются в том, что говорят, и строят планы, которые могут быть вам и не по душе, и не по карману. Поэтому будьте внимательны и остерегайтесь, чтобы вас не втянули в то, что вам не нужно.

7. Манера говорить слишком быстро

Это люди очень нервные, беспокойные, а может быть, и раздражительные. Исследования показали, что обычно они не уверены в себе и страдают от низкой самооценки. Вот почему они подсознательно склонны торопиться и стараются высказать все, что у них накопилось, быстрее. В основном это связано с тем, что они считают, будто людям неинтересно то, о чем они хотят сказать. А если бы у них было больше самоуважения, то они делали бы паузы и другие лучше осознали бы значение того, что они сообщили. «Тараторки» могут также по своему характеру относиться к типу «А», то есть быть людьми напористыми и амбициозными, которые обычно разговаривают быстро и агрессивно.

Слишком высокий темп речи - одна из восьми самых раздражающих речевых привычек; свыше 65 процентов респондентов, охваченных опросом службы Гэллапа, ощущали в присутствии людей, которые говорят слишком быстро, большую неловкость. А по данным психологов д-ра Маттью Маккея и д-ра Марты Дэвид из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, обычно такие люди заставляют окружающих ощущать беспокойство.

Многие слишком быстро разговаривающие люди воспитывались в больших семьях. В этом они похожи на тех, кто говорит слишком громко и кому также нужно было перекрикивать своих братьев и сестер. Люди с быстрым темпом речи стараются успеть высказать все до того, как их прервут.

Исследования также показали, что люди говорят быстрее, когда сердятся. Высокая конкуренция между людьми в больших семьях и крупных городах, возможно, и приводит к тому, что они чаще испытывают стресс и раздражение, а это сказывается на скорости их речи.

Мне 35 лет,я офисный работник.При официальном разговоре с людьми которыми я встречаюсь по работе через несколько минут общения сводит скулы дрожит голос так, будто бы я разревусь на взрыд от обиды. Ощущения что я таким образом жалуюсь этому человеку, на то что со мной обошлись плохо или обидели.И я не могу совладать с этим ощущением, хотя я понимаю что перехожу границы этикета общения. Мне кажется что это последствия глубокой обиды, которые я ощутила в сфере своей работы. Но я в данный момент не помню, после чего у меня развилась данная фобия или обида. Подскажите пож-та методы, как можно избавиться от данной проблемы самостоятельно

Ответы психологов

Здравствуйте, Анна.

Прежде чем давать советы, важно подробно разобраться с тем, что и почему у Вас вызывает такие трудности.

Боюсь, что в Вашем коротком письме мало информации для ответа.

Я работаю с пациентами, у которых есть подобные трудности.

Г.Идрисов (работаю и по скайпу).

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Аня, предлагаю вам следующий способ самостоятельного преодоления этой проблемы. Назовем его "Путешествие в детство".

Айдарбеков Кайрат Анварбекович, психолог в Алматы

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Анна!

Как вариант к тому, что предлагают коллеги в письмах выше - предлагаю Вам попробовать полюбить и принять себя с дрожащим голосом, свой дрожащий голос. Ну и пусть Вы - офисный работник. При этом Вы вполне можете продолжать быть чувствительной, хрупкой девушкой, с которой что-то происходит, душа которой жива, живет и трепещет. В этом есть Ваша особенность и неповторимость.

Попробуйте попринимать себя такой и посмотрите, что произойдет после.

С уважением, Ольга Хаблова

Хаблова Ольга Евгеньевна, психолог Алматы

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0