Методы лфк при различных заболеваниях. ЛФК (лечебная физкультура). Временные противопоказания к проведению ЛФК

Лечебно-оздоровительное объединение при Совете Министров СССР
ЦЕНТРАЛЬНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА

ПАМЯТКА
для самостоятельных занятий лечебной физкультурой при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника

Москва -1991

В профилактике и лечении остеохондроза позвоночника существенное значение имеют систематические занятия специальной лечебной гимнастикой.

Прежде чаи приступить к самостоятельный занятиям лечебной гимнастикой, необходимо проконсультироваться со специалистом (невропатолог, ортопед-травматолог, врач ЛФК).

Заниматься лечебной гимнастикой можно в любое время дня. Очень полезно утром сразу после сна выполнить несколько упражнений (например: Ш 1,3,13,17,20 острого периода), затем совершить утренний туалет и продолжать выполнение упражнений согласно предписанному врачом и методистом ЛФК комплексу.

Одежда во время выполнения упражнений должна быть легкой, не стесняющей движений, но и не допускающая переохлаждения. Лучше всего - шерстяной тренировочный костюм.

П О М Н И Т Е!

Появление болевых ощущений во время выполнения упражнений является сигналом к снижению амплитуды выполнения упражнений, их интенсивности или к полному прекращению их выполнения.

Для того, чтобы занятия лечебной гимнастикой приносили наибольшую пользу, следует:

  1. выполнять упражнения ежедневно;
  2. выполнять упражнения старательно, в медленном темпе, не искажая самовольно форму, скорость и интенсивность выполняемых упражнений;
  3. при выполнении упражнений не задерживать дыхание;
  4. периодически консультироваться с врачом, не скрывая от него свои недуги.

Примерный комплекс лечебной гимнастики. применяемый в остром периоде (начальный этап)

И.п. лежа. Сгибание и разгибание стоп и пальцев кистей в кулак.
И.п. лежа, левая нога согнута в колене. Сгибание и разгибание правой ноги, скользя пяткой по постели. После 8-10 повторений - то же другой ногой.
И.п. лежа. Поочередные поднимания рук вверх.
И.п. лежа, левая нога согнута в колене. Отведение правой ноги в сторону. После 8-Ю повторений - то же другой ногой.
И.п. лежа, руки к плечам. Круги согнутыми руками вперед и назад.
И.п. лежа. Поочередные выпрямления ног в коленях, опираясь бедрами о валик.
И.п. лежа, ноги согнуты. Поочередное сгибание согнутых ног к животу.
И.п. лежа. Сгибание рук к плечам в сочетании с дыханием.
И.п. лежа, ноги согнуты. Поочередное отведение коленей в стороны.
И.п. лежа, ноги согнуты. Руки вверх - вдох, прижать колено к животу - выдох. То же - другой ногой.
И.п. лежа, ноги врозь. Ротация ног внутрь и наружу"
И.п. лежа. Диафрагмальное дыхание.

Специальные упражнения, применяемые на втором этапе острого периода

И.п. лежа, ноги согнуты. Приподнимание крестца с опорой на нижнегрудной отдел позвоночника и стопы за счет кифозирования поясничного отдела позвоночника.
И.п. лежа, ноги согнуты. Приподнимание головы с одновременным напряжением мышц брюшного пресса.
И.п. лежа. Статическое напряжение больших ягодичных мышц. 8-10 напряжений каждое по 4-6 с.
И.п. лежа, ноги согнуты врозь. Левую руку вверх - вдох. Опустить руку вперед-вниз-внутрь, приподнять голову и плечи, потянуться рукой к правому колену - выдох. То же другой рукой.
И.п. лежа. Поочередные сгибания ног. При выпрямлении давить стопой на постель, кифозируя при этом поясничный отдел позвоночника.
И.п. лежа. То же упражнение, что и №17, но выполняется двумя ногами одновременно.
И.п. лежа, под ногами валик, Приподнимание таза за счет кифозирования поясничного отдела позвоночника.
И.п. упор на коленях. Сесть на пятки, не отрывая кистей от постели и вернуться в и.п. При возвращении в и.п. не прогибаться!
И.п. упор на коленях. Сгибание позвоночника (без пригибания при возвращении в и.п.!)

Примерный комплекс лечебной гимнастики, применимый во ВТОРОМ (ПОДОСТРОМ) периоде

И.п. лежа. Одновременное сгибание и разгибание стоп.
И.о. лежа. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленях.
И. п. лежа. Поочередное поднимание рук вверх с последующим пассивным вытяжением их инструктором ЛФК.
И. п. лежа, левая нога согнута. Отведение правой ноги в сторону. После нескольких повторений то же левой ногой.
И.п. лежа, руки к плечам. Круги согнутыми руками.
И.п. лежа, левая нога прижата к животу. Поднимание правой ноги вперед. После нескольких повторений - то же левой ногой.
И.п. лежа, ноги отогнуты. Приподнимание крестца с одновременным кифозировавием поясничного отдела позвоночника.
И.п. лежа, ноги отогнуты, Руки на животе. Приподнимание головы и плеч. Фиксация этого положения 2-4 с.
И.п. лежа. Статическое напряжение больших ягодичных мышц. Время напряжения 6-8 с.
И.п. лежа, ноги согнуты. Одновременное сгибание ног к животу.
И.п. упор на коленях. Сесть на пятки, не отрывая рук от кушетки.
И.п. упор на коленях, ноги врозь. Поворот налево, левая рука в сторону. То же вправо.
И.п. упор на коленях. Сгибание позвоночника. При возвращении в и.п. не прогибаться.
И.п. упор на коленях. Выпрямляя левую ногу, выполнить упор на правом колене. Ногу высоко не поднимать. То же другой ногой.
И.п. упор на коленях, ноги врозь. Сгибая правую ногу влево-вверх, коснуться правым коленом левой руки. То же другой ногой.
И.п. упор на коленях. Отводя левую ногу назад, сесть на правую пятку (полу шпагат). То же другой ногой. Руки от кушетки не отрывать.
И.п. лежа на животе (под животом валик). Поочередные приподнимания ног от кушетки на 3-5 см в удержание их в этой положении 4-6 с.
И.п. лежа на животе, руки в стороны. Приподнять голову и плечи от кушетки на 3-5 см и удержание в этом положении 4-6 с.
И.п. лежа на животе. Поочередное отведение ног в стороны. Ноги от кушетки высоко не поднимать.
И.п. лежа на животе. Поочередные сгибания ног в коленях.
И.п. упор на правом колене, левая нога выпрямлена вперед, (сбоку от кушетки). Отведение левой ноги в сторону. То же другой ногой.
И.п. лежа на боку. Одновременное сгибание ног вперед. То же на другом боку.
И.п. лежа, ноги на валике. Приподнимание крестца за счет кифозирования поясничного отдела позвоночника.
И.п. лежа. Поочередное "вытягивание" ног вниз.
И.п. лежа. "Раз"- руки вверх. "Два" - сгибая правую ногу вперед, прижать колено к животу.
И.п. лежа, ноги врозь. Ротация прямых ног внутрь и наружу.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ рекомендуемые для включения в комплекс лечебной гимнастики применяемый в период ремиссии

Кифозирование поясничного отдела позвоночника с фиксацией этого положения 10-60 с.:
а) с опорой о стену; ноги на расстоянии 40 см от стены;
б) в и.п. стоя.
И.п. вис стоя на гимнастической стенке, руки согнуты. Сгибая ноги, перейти в смешанный вис в приседе.
И.п. упор на коленях, ноги врозь. Переступая руками влево, согнуть туловище влево. То же в другую сторону.
И.п. стойка на коленях. Сед на бедро справа, руки влево. То же в другую сторону.
И.п. лежа, ноги согнуты вперед. Наклоны коленей влево и вправо.
И.п. лежа, ноги согнуты, руки за голову. Сесть - лечь.
И.п. вис сзади на гимнастической стенке. Одновременное сгибание ног вперед.
И.п. вис спереди на гимнастической стенке. С поворотом таза налево, согнуть ноги вперед. То же в другую сторону.
И.п. лежа на животе на гимнастической скамейке, руки за голову, ноги фиксированы. Разгибание туловища назад. Сильно не прогибаться!
И.п. лежа, ноги прижаты к животу. Перекаты не спине вперед и назад
И.п. вис стоя на гимнастической стенке, руки согнуты. Сгибая правую ногу и выпрямляя руки, перейти в смешанный вис присев на правой ноге. То же на другой ноге.
И.п. лежа на животе, руки под голову. Сгибая туловище влево, одновременное отведение ног влево. То же в другую сторону.
И.п. лежа на животе на краю кушетки, ноги вниз, хват руками снизу за кушетку. Разгибание ног назад. Не прогибаться!
И.п. лежа. Сгибаясь вперед, перейти в положение сед, ноги с крестно. Выполнять с опорой руками сзади и без опоры.
И.п. упор присев. Выпрямляя ноги, перейти в положение упор стоя согнувшись.
И.п. упор лежа. Переступая руками назад, перейти в положение упор стоя согнувшись.
И.п. столика ноги врозь, руки к плечам. Сгибая левую ногу вправо-вперед, коснуться правым локтем левого бедра. То же другой ногой.
И.п. лежа, руки вверх. Поднимая левую ногу вперед, коснуться правой рукой левой голени. То же другой ногой.
И.п. лежа, ноги согнуты вперед, резиновый бинт фиксируется одним концом за голени, вторым - за гимнастическую стенку. Разгибание ног назад.
20) ХОДЬБА: на носках, на пятках, на наружном крае стоп, выпады с поворотами туловища влево и вправо, ходьба с высоким подниманием бедер, ходьба со сгибанием ног назад и т.д.

В остром периоде при наличии острых болей следует соблюдать строгий постельный режим . ЛФК применяется главным образом с гигиенической целью и носит общеукрепляющий характер . При движениях нижними конечностями не допускать увеличения поясничного лордоза, что может усилить болевой синдром. В этом плане при выполнении физических упражнений следует подложить под голени мягкий валик.

На втором этапе острого периода при некотором снижении интенсивности болей следует осторожно включать изометрические упражнения для тренировки мышц брюшного пресса и больших ягодичных мышц.

Упражнения, вызывающие боль, следует ограничить по амплитуде, степени мышечного напряжения или исключить совсем. Не делать упражнения через боль!

Количество повторения каждого упражнения 8-10 раз. Темп выполнения упражнений - медленный.

Методические рекомендации двигательного режима во втором (подостром) периоде

С уменьшением болевого синдрома возможности применения специальных и общеразвивающих упражнений увеличиваются. В этом периоде кроме упражнений, увеличивающих силу мышц брюшного пресса и мышц-разгибателей бедра ванное значение приобретают упражнения, кифозирующие поясничный отдел позвоночника (№ 7,8,10,11,13,15, 22,23,).

При выборе как специальных, так и общеразвивающих упражнений важно проследить за тем, чтобы они не увеличивали поясничный лордоз. Болевые ощущения являются сигналом к изменению структуры упражнения (в сторону облегчения) или к исключению его.

В конце второго периода следует постепенно включать упражнения, увеличивающие силу мышц спины.

Упражнения № 7,6,9 и 10 можно выполнять по круговой системе 2-3 раза. Они являются наиболее важными.

Количество повторений специальных упражнений довести до 15-50 раз. Темп выполнения упражнений можно постепенно увеличивать.

Еще раз следует напомнить: упражнения не должны вызывать боль!

В этом периоде к задачам и методическим особенностям второго периода добавляется задача увеличения подвижности позвоночного столба. Однако упражнения, направленные на решение этой задачи следует проводить осторожно и в облегченных исходных положениях. Следует добиваться автоматизма поддержания специфической осанки в положении стоя и в ходьбе, когда поясничный отдел позвоночника кифозировав.

Количество повторений специальных упражнений второго периода увеличиваются до 50-100 раз (можно в разбивку в течение дня). Из других средств ЛФК следует признать целесообразным применение тех, которые не будут воздействовать в отрицательном плане на дегенерированные диски: плавание, терренкур, лыжи, бегущая дорожка, велоэргометр, упражнения с резиновым бинтом.

Применять такие средства как волейбол, теннис (большой и малый), дорожный велосипед, бег по пересеченной местности, быстрые танцы, ритмическую гимнастику следует крайне осторожно, т.к. резкие, часто некоординированные движения и повороты могут спровоцировать обострение остеохондроза. Упражнения с гантелями предпочтительно выполнять в и.п. лежа (на спине, животе) для исключения вертикальных нагрузок на позвоночник.

Следует признать нецелесообразным применение чистого виса для якобы растяжения поясничного отдела позвоночника.

Препятствием этому служит мощное напряжение растянутых мышц туловища. Нежелательны также прыжки в глубину с возвышения, упражнения на гребном станке, метания. В любом случае при занятиях ЛФК следует помнить, что постоянная микротравма и перегрузка позвоночника, некоординированные движения, толчки по оси позвоночника подготавливают соответствующий фон для разрыва дегенерированного диска и обострения болевого синдрома.

Ортопедическая профилактика остеохондроза позвоночника

С целью замедления дегенеративных процессов в позвоночнике, а также для профилактики рецидивов обострения болевого синдрома, рекомендуется соблюдать специфическую осанку с кифозированным положением поясничного отдела позвоночника в различных ситуациях при совершении бытовых, трудовых и иных видов деятельности. В профилактике остеохондроза позвоночника важная роль отводится уменьшению микро- и макротравматизации межпозвонковых дисков, а также статических и динамических перегрузок позвоночника.

Следует признать особо неблагоприятным наклоны туловища вперед из положения стоя. При выпрямлении из этого положения возможен даже сдвиг дегенерированных позвонков относительно друг друга. В связи с этим наклоны вперед (особенно выполняемые с одновременным поворотом туловища) следует исключить как упражнение из регулярных занятий лечебной физкультурой.

При выполнении бытовых работ, связанных с наклоном туловища вперед (стирка белья, полоскание, подметание и нытье полов), желательно разгружать позвоночник, имея под свободной рукой какую-либо опору. Для уборки квартиры при помощи пылесоса желательно трубку пылесоса нарастить с таким расчетом, чтобы туловище не сгибалось вперед, т.к. в противном случае ритмичные движения в полунаклоне вперед при работе с непереустроенным пылесосом вызовут перенагрузку позвоночника.

Следует особо предостеречь от работ, связанных с напряженными однотипными движениями (особенно в полу наклоне вперед), например: пилка и колка дров, садовые работы с лопатой и тяпкой, рывковые движения при перебрасывании тяжелых предметов, стирка на стиральной доске и т.п., т.к. нагрузки на позвонки, связки и мышцы резко возрастают.

Особенно неблагоприятно отражается неправильное положение туловища и некоординированная работа мышц при поднимании и переноске тяжестей. Наилучший вариант - выпрямленная спина, когда позвоночник прочно упирается в таз. В этом случае межпозвонковые диски нагружаются равномерно и не деформируются. Наряду с этим переноска и особенно подъем даже не очень тяжелого груза при согнутой спине (например, впереди себя и на вытянутых руках) нередко приводит к обострению.

В таблицах даны рисунки правильного (черное) и неправильного (заштрихованное) положения туловища при подъеме и переноске тяжестей. Как видно из рисунков, при переноске тяжестей рекомендуется выпрямленное положение туловища. Груз при этом нужно держать, как можно ближе к туловищу. При поднятии тяжестей с земли нельзя наклоняться вперед и поднимать груз, выпрямляя туловище. Надо согнуть колени, присесть, оставляя спину прямой и поднимать груз за счет выпрямления ног в коленях.

При езде в автомобиле под поясничный отдел подкладывается валик . И обязателен подголовник для избегания травматизации шейного отдела позвоночника при резких рывках автомобиля.

Зашнуровывая обувь нужно встать на одно колено, коснуться туловищем бедра и только после этого зашнуровывать обувь.

Однако и удобное положение тела может вызвать нежелательные изменения в позвоночнике, если профессиональная поза остается неизменной. Поэтому необходимо периодическое изменение положения тела во время работы. Например, в положении стоя - периодическая смена опоры одной ноги на скамеечку не только дает отдых ногам, но и способствует кифозированию поясничного отдела позвоночника в облегченных условиях.

При транспортировке в лифте целесообразно принять облегчающую позу для снижения вертикальной нагрузки на дегенерированные диски при ускорениях и замедлениях лифта. Эту позу рекомендуется принимать в течение дня насколько раз с выдержкой 10-60 с. и как физическое упражнение.


Нарастающая слабость (детренированность) мышц туловища у больных, не занимающихся лечебной гимнастикой - довольно обычное явление. Тренированный и хорошо развитый мышечный "корсет" туловища в значительной степени облегчает и разгружает "рессорный" аппарат позвоночника. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса, больших ягодичных мышц, мышц-разгибателей спины и тренировка поясничного кифозирования (особенно в положении стоя) должны стать частью двигательного режима больного и проводиться в течение всего дня.

Лечебная физическая культура

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения , состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы , и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры , и структуру здравоохранения .

ЛФК - раздел клинической медицины

Термин «лечебная физкультура» прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры , в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это - медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

ЛФК в России

Уклад жизни и мировоззрение русского народа создали своеобразную систему физической культуры, оптимальную для данного антропогенного типа и климатических условий. Русская физическая культура (спортивные игры и состязания, такие, городки , чиж, лапта), русская борьба, кулачные и палочные бои, стрельба из лука, бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у других народов, средством поддержания и совершенствования физической подготовки к предстоящим походам и сражениям. В древней русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты.

Известный путешественник, арабский купец Ибн-Фадлан писал о своих наблюдениях во время путешествия ( -):

Я видел русов, - когда они пришли со своими товарами и расположились на Волге. Я не видел людей более совершенных по телосложению, - как будто это были пальмовые деревья.

Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и лечебной физической культуры, существующая с начала нашей эры, - банный ритуал. В бане лечили и восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Англичанин Вильям Тук, член императорской Академии наук в Петербурге , в г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются именно положительным влиянием русской бани.

Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета , в составе которого был и медицинский факультет. Теперь - это Московская медицинская академия. Первые профессора медицины Московского университета были активными сторонниками физических упражнений и природных факторов для лечения и профилактики болезней.

Старайтесь, чтобы ни один день не был без телодвижения… Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится, гниет.

Он наставлял:

После ночного сна не залеживаться, а скорее прибегнуть к умыванию, телодвижениям, ибо утреннее время ко всяким трудам, подвигам и наукам есть наиспособнейшее.

Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой-нибудь idée fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырехлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для примера…

Пожилой человек, выполняющий упражнения на растяжку в тренажерном зале

учёный автор до того увлекается своей наукой, что даже не щадит и седовласой старости. Автор нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном месте …, вертеть ногами …, наклонять туловище вперед и назад… и приседать. .

Такое мнение о пользе гимнастики можно нередко услышать и в наше время. Вместе с тем, за последние 100 лет лечебная физкультура, пройдя трудный путь, который можно разделить на несколько этапов, оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину.

Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н. А. Семашко , В. В. Гориневский, Валентин Николаевич Мошков, В. В. Гориневская, Древинг, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура быстро развивалась. Перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и ранений, и ЛФК приобрела особое значение как один из мощных факторов восстановления труда и боеспособности раненых и больных. Знания и практический опыт, приобретённый в те годы, не потеряли своего значения до настоящего времени. Особенно широко лечебная физическая культура применялась при ранениях опорно-двигательного аппарата, грудной клетки,

План:

    Определение лечебной физической культуры. Основные понятия.

    Показания и противопоказания к занятиям лечебной физической культурой.

    Методы и средства лечебной физической культуры.

    Цели и задачи лечебной физической культуры при различных отклонениях в состоянии здоровья студентов.

    Направленность и основные принципы физического воспитания студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья.

    Литература.

    Определение лечебной физической культуры. Основные понятия

Лечебная физическая культура (ЛФК) – учебная дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения и профилактики различных заболеваний. ЛФК является составной частью физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем. Поэтому она является не только лечебным, но и педагогическим процессом.

Лечебное действие физических упражнений проявляется в виде четырех основных механизмов:

    тонизирующего влияния;

    трофического действия;

    формирования компенсаций;

    нормализации функций.

В лфк различают: общую и специальную тренировку.

Цель общей тренировки: оздоровление, укрепление организма средствами общеукрепляющих и развивающих физических упражнений.

Цель специальной тренировки: компенсация нарушенных функций в связи с заболеванием или травмой.

    Показания и противопоказания к занятиям лечебной физической культурой

ЛФК показана при всех заболеваниях: внутренних, нервных и хирургических болезнях, травмах и др., применяется на определенных этапах различных заболеваний.

Абсолютные противопоказания к назначению ЛФК

    острые инфекционные и воспалительные заболевания с высокой температурой тела и общей интоксикацией;

    острый период заболевания и его прогрессирующее течение;

    злокачественные новообразования до их радикального лечения, злокачественные новообразования с метастазами;

    выраженная олигофрения (слабоумие) и психические заболевания с резко нарушенным интеллектом;

    наличие инородного тела вблизи крупных сосудов и нервных стволов;

    острые нарушения коронарного и мозгового кровообращения;

    острые тромбозы и эмболии;

    нарастание сердечно-сосудистой недостаточности с декомпенсацией кровообращения и дыхания;

    кровотечения;

    общее тяжелое состояние больного;

    значительно выраженный болевой синдром;

    отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения;

    атриовентрикулярная блокада.

Временные противопоказания к проведению ЛФК

    обострение хронических заболеваний;

    осложнение в течение заболевания;

    сопутствующие заболевания инфекционного или воспалительного характера;

    острые повреждения;

    появление признаков, свидетельствующих о прогрессировании заболевания и ухудшении состояния больного;

    сосудистый криз (гипертонический, гипотонический или при нормальном АД);

    нарушение ритма сердечных сокращений: синусовая тахикардия (свыше 100 уд./мин), брадикардия (менее 50 уд./мин), приступ пароксизмальной или мерцательной аритмии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10.

Лечебная физкультура (ЛФК) — это лечебно-профилактический метод, помогающий восстановиться организму и предупредить развитие множества заболеваний. ЛФК используется совместно с другими методиками терапии для получения максимально возможных положительных результатов.

Вся физическая нагрузка подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от заболевания и общего состояния пациента. Она позволяют восстановить не только функциональность органов и систем, но и психическое и эмоциональное состояние.

Движение — это жизнь. Движение является биологическим стимулятором и раздражителем, который способствует росту, развитию и восстановлению. Комплекс ЛФК подразумевает активные действия пациента во время терапии в отличие от других способов.

Физические упражнения воздействуют на реактивность на различные факторы, изменяя общую и местную реакцию. Исследования показали, что гипокинезия (недостаточная физическая активность) снижает сопротивляемость организма и является фактором риска развития многих заболеваний. Поэтому вынужденная гипокинезия, которая развивается по причине патологического состояния, создает неблагоприятные условия для пациента.

Конечно, покой в период болезни необходим, но если он длительный, то снижение всех функций организма становится стойким, что усугубляет общее состояние, замедляет процессы выздоровления и способствуют развитию осложнений. Поэтому упражнения лечебной физкультуры жизненно необходимы.

Действие ЛФК

Лечебная физкультура лфк:

Если тщательно подобрать вид физических упражнений, то можно вызвать локализованное воздействие, которое изменяет состояние только там, где это действительно необходимо.

Механизмы лечебного действия

Физические упражнения оказывают многоплановое воздействие на наш организм:

Противопоказания

Лечение физическими упражнениями имеет ряд противопоказаний, как и другие методы терапии:

  • тяжелое общее состояние;
  • интенсивные болевые ощущения;
  • опасность развития кровотечения;
  • высокая температура;
  • резкое повышение давления;
  • опухоли и т.п.

Если есть возможность назначить занятия лечебной физкультурой на раннем этапе, то можно добиться максимальных результатов.

Перед применением лечебной физкультуры важно правильно диагностировать заболевание. О симптомах и лечении заболеваний спинного мозга можно прочитать . Все о проявлениях грыжи позвоночника — .

Средства ЛФК

Средства ЛФК — это комплекс физических упражнений.
Классификация физических нагрузок:

  • идеомоторные;
  • гимнастические.

Идеомоторные упражнения — это вид занятий, которые выполняются мысленно. Они показаны при парезах и параличах.

Гимнастические развивают силу, выносливость, равновесие, восстанавливают координацию, подвижность в суставах и т.п.

Разновидности гимнастических упражнений:

  • статические и динамические;
  • активные и пассивные;
  • растяжение и расслабление;
  • для рук и ног, шеи, спины, пресса и т.п.;
  • по характеру различают дыхательные, подготовительные, корригирующие, на равновесие и т.п.

Статические направлены на напряжение мускулатуры и заключаются в удержании гантелей в неподвижном состоянии, удержании своего веса на тренажерах, на полу и т.п. Они развивают силу, выносливость, укрепляют мышцы и предупреждают развитие атрофии мышечной ткани.

Упражнения на растягивание снимают утомление при перенапряжении мышц и их повышенном тонусе. Так же действуют расслабляющие упражнения.

Пассивные упражнения — это упражнения, которые выполняются инструктором, а пациент не испытывает мышечного напряжения. Эти занятия показаны при парезах и параличах. Они направлены на восстановление двигательной активности и сочетаются с идеомоторными упражнениями.

Дыхательные упражнения благоприятно влияют на все ткани, органы и системы, нормализуют процесс дыхания, способствуют укреплению дыхательных мышц, предупреждают развитие застойных явлений.

Корригирующие упражнения воздействуют на позвоночник . Их задача — исправить осанку.

Плавание, ходьба, бег, катание на лыжах, коньках или велосипеде, спортивные игры и т.п. — все это виды и методы ЛФК.

Самостоятельные занятия — это наиболее распространенная форма, при которой комплексу упражнений Вас обучает инструктор или врач лфк. Их необходимо выполнять регулярно каждый день в одно и то же время до 3-х раз в день.

Лечебная ходьба подразумевает дозированную нагрузку на бронхо-легочную, сердечно-сосудистую и опорно-двигательную систему. Регулируется скорость движения, расстояние, длительность процедуры и число остановок.

Терренкур — это вид лечебной ходьбы, заключающийся в восхождении в горную местность. Нагрузка зависит от рельефа, типа подъема, его длительности и продолжительности маршрута.

Спортивные игры — групповые занятия, которые проводятся всегда под наблюдением тренера, инструктора, широко распространены в центрах реабилитации.

Утренняя гигиеническая гимнастика — это комплекс упражнений в утренние часы, направленный на укрепление сердца, сосудов и дыхательной системы, нормализацию обмена веществ и тонизирование организма. Длительность занятия составляет не больше 20 минут.

Лечебная гимнастика — это совокупность упражнений, которые несут общеукрепляющее действие на тело. Они должны решать конкретные задачи в соответствии со степенью тяжести заболевания. Длительность занятий варьируется от 10 минут до 45.

Методы лечебной гимнастики:

  • индивидуальные занятия. Они показаны пациентам в послеоперационном периоде при ограниченном двигательном режиме;
  • групповые. Группа состоит из пациентов с идентичным заболеванием;
  • консультативные и самостоятельные. Выполнение специальных упражнений, которым Вас обучают, в домашних условиях.

Все занятия подразделяются на определенные части:

  • вводная. По сути, это разминка, которая подготавливает Ваши мышцы, органы и системы к дальнейшим упражнениям. Также она тонизирует Ваш организм;
  • основная. Это главный этап занятий, занимающий 80% от всего времени. Он направлен восстановление утраченных функций, улучшение общего состояния и формирование компенсаторных реакций;
  • заключительная. Важный период, который позволяет быстро восстановиться после нагрузки и расслабиться.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА (ЛФК) как метод лечения

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА (ЛФК) как метод лечения - использование комплекса средств физкультуры с профилактической, лечебной и реабилитационной целями. ЛФК широко применяют в системе комплексного лечения в б-цах, поликлиниках, санаториях. ЛФК следует рассматривать как весьма эффективное дополнительное леч. мероприятие к основным методам - хирургическому, медикаментозному и т. п., она является одним из методов медицинской реабилитации (см.).

Помимо леч.-проф, задач, ЛФК преследует и воспитательные цели. Регулярное применение ЛФК в б-це, поликлинике, домашних условиях развивает у больного сознательное отношение к использованию физ. упражнений, прививает гиг. навыки, правильное отношение к закаливанию организма.

Основное средство ЛФК - физ. упражнения - давно известны практической медицине. Так, в древнекитайской медицине в 3-м тысячелетии до н. э. описывалась и применялась мед. гимнастика, в к-рой главное внимание уделялось дыхательным упражнениям. В Древней Греции Гиппократ считал упражнения средством стимуляции физиол, процессов, указывая на их оздоровительное и восстановительное значение. К. Гален рекомендовал гимнастику и занятия определенными видами труда при ожирении, общей слабости, нарушениях движений в суставах и др.

Дыхательные упражнения, применяемые в леч. гимнастике с целью улучшения функции внешнего дыхания, делятся на два вида: статические, выполняемые без движения рук и мышц плечевого пояса, и динамические, когда фазы дыхания сочетаются с движением рук, плечевого пояса и корпуса. При выполнении упражнений динамического характера в акте дыхания, кроме основной дыхательной мускулатуры (диафрагма, наружные и внутренние межреберные мышцы), участвует вспомогательная дыхательная мускулатура (широчайшие мышцы спины, верхние задние зубчатые мышцы, большие и малые грудные и др.). Благодаря этому дыхание становится более полным и глубоким и в легкие с вдыхаемым воздухом попадает большее количество кислорода. Дыхательные упражнения динамического характера препятствуют также возникновению застойных явлений в печени, улучшают деятельность жел.-киш. тракта, дыхательной системы. Так же как и статические, их широко используют при различных заболеваниях и после интенсивных упражнений с целью снижения физ. нагрузки на организм. Дыхательные упражнения в леч. гимнастике применяют не изолированно, а в сочетании с другими гимнастическими упражнениями. Кроме того, имеются физ. упражнения, выполняемые в сочетании с фазами дыхания. К ним относятся упражнения, в к-рых участвуют мышцы брюшного пресса, нижних конечностей и корпуса (напр., наклоны корпуса вперед, прижатие согнутых в коленях ног к животу выполняются на выдохе).

Особое место в ЛФК занимают физ. упражнения в воде (ванне, бассейне или открытом водоеме) - так наз. кинезогидротерапия. Выполнение упражнений в воде (рис. 5) облегчается механическим и термическим влиянием водной среды, вследствие чего многие движения, осуществление к-рых затруднено в постели, на кушетке, в зале ЛФК, в воде выполняются без существенных усилий или свободно за счет облегчения веса конечности и уменьшения болей или спастических явлений в мышцах. При вертикальном положении тела в воде облегчается обучение ходьбе, повышается устойчивость в стоянии и ходьбе. Физ. упражнения в воде можно применять как при полном погружении в нее тела, так и при частичном (кисть, предплечье, стопы и др.)* Физ. упражнения в утренней гиг. гимнастике (см. Зарядка) для целей ЛФК носят специальный леч. характер. Чаще используют общеукрепляющие и дыхательные упражнения в соответствии с состоянием больных, их физ. подготовленностью.

Дозированные прогулки, ходьба на свежем воздухе оказывают особо благоприятное влияние на нервно-психическую сферу больного. Их проводят по ровной местности, начиная с маршрута протяженностью от 1000 до 3000 м с умеренной физ., нагрузкой.

Во время Великой Отечественной войны разработанные ЛФК методы широко и с большим успехом использовались для восстановления здоровья раненых и больных. В послевоенное время отделения и кабинеты ЛФК организуются во всех крупных б-цах и поликлиниках для взрослых и детей. В 1950 г. утверждено Положение о врачебно-физкультурных диспансерах, в структуре к-рых предусмотрены отделения ЛФК; диспансеры являются организационно-методическими центрами по ЛФК для всех леч.-проф, учреждений.

В 1966 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта», сыгравшее важную роль в расширении применения ЛФК. В этом постановлении М3 СССР предложено расширить использование физкультуры в леч.-проф, работе мед. учреждений, увеличить сеть кабинетов ЛФК при поликлиниках, повысить подготовку студентов медвузов и врачей по вопросам использования средств физкультуры в леч.-проф, целях.

Научно-исследовательская работа в области ЛФК сосредоточена гл. обр. в отраслевых клин, научно-исследовательских ин-тах, на кафедрах медицинских и физкультурных ин-тов и в крупных врачебно-физкультурных диспансерах. В 1970 г. в Киеве был открыт первый в системе здравоохранения Научно-исследовательский ин-т медицинских проблем физкультуры М3 УССР. В ин-те функционирует большое отделение ЛФК; специализированному совету ин-та дано право защиты и приема канд. диссертаций. В Центральном научно-исследовательском ин-те курортологии и физиотерапии М3 СССР с 1973 г. организован отдел ЛФК и врачебного контроля. Ученый совет этого ин-та является специализированным советом для приема и защиты канд. и докт, диссертаций по дисциплине «Лечебная физкультура и спортивная медицина».

ЛФК рассматривается как один из ведущих компонентов в системе мед. реабилитации больных разного профиля. При АМН СССР в составе Научного совета по физкультуре и спорту функционирует Всесоюзная проблемная комиссия по ЛФК в системе мед. реабилитации, к-рая планирует и координирует всю научно-исследовательскую работу в стране в области ЛФК. Большую роль в распространении научных достижений по ЛФК играет Всесоюзное научно-медицинское об-во по врачебному контролю и ЛФК, организованное в 1968 г., к-рое объединяет не только врачей-специалистов по ЛФК, но и инструкторов ЛФК. Всесоюзный съезд об-ва состоялся в 1975 г. в Киеве. Научномедицинские об-ва по врачебному контролю и ЛФК организованы во всех союзных республиках и многих крупных городах. Издается журнал «Курортология, физиотерапия и лечебная физкультура», где публикуются научные работы в области ЛФК.

В социалистических странах (НРБ, ВНР, ГДР, ЧССР) имеются ин-ты спортивной медицины, разрабатывающие и вопросы использования физкультуры и спорта как средства лечения и профилактики.

Библиогр.: Винокуров Д. А. Частные методики лечебной физической культуры, Л., 1970; Губерт К. Д. и Pысс М. Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте, М., 1972; Данько Ю. И. Очерки физиологии физических упражнений, М., 1974, библиогр.; Иванов С. М. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей, М., 1965, библиогр.; он же, Лечебная физкультура при хронической пневмонии у детей, М., 1968, библиогр.; о н ж е, Врачебный контроль и лечебная физкультура, М., 1970; К аптелинА.Ф. Восстановительное лечение (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата, М., 1969; Лепорский А. А. Лечебная физкультура при болезнях обмена веществ и заболеваниях суставов, М., 1960, библиогр.; Лечебная физическая культура, под ред. В. Е. Васильевой, М., 1970; Лечебная физическая культура, под ред. С. Н. Попова, М., 1978; Лечебная физическая культура, под ред. И. М. Сарки-зова-Серазини, М., 1960; Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте, под ред. С. М. Иванова, М., 1975, библиогр.; Могендович М. Р. и T e м к и н И. Б. Физиологические основы лечебной физической культуры, Ижевск, 1975, библиогр.; Мошков В. Н. Общие основы лечебной физкультуры, М., 1963, библиогр.; он же, Лечебная физическая культура на курортах и в санаториях, М., 1968, библиогр.; о н ж е, Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней, М., 1972, библиогр.; он же, Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней, М., 1977, библиогр.; ПостниковаВ.М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре, М., 1967, библиогр.; Саркизов-Серази-н и И. М. Роль и значение русской науки в развитии лечебной физкультуры, в кн.: Очерки по истории физ. культуры, под ред. Н. И. Торопова, в. 4, с. 20, М. - Л., 1949; Соколов А. А. и Заусаев В. И. Применение лечебной физической культуры в челюстно-лицевой хирургии, М., 1970, библиогр.; Столярова А. Г. и Tкачева Г. Р. Реабилитация больных с постинсультными двигательными расстройствами, М., 1978; Фонарев М. И. Лечебная физическая культура при заболеваниях детей раннего возраста, Л., 1973, библиогр.; Хрущев С. В. Лечебная физкультура при ревматизме у детей, М., 1966, библиогр.; Kraus H. a. R a a b W. Hypokinetic disease, diseases produced by lack of exercise, Springfield, 1961.

В.Н. Мошков; С. М. Иванов (пед.).