Показатели когда ребенку нужен врач невропатолог. Кто такой врач невролог – что лечит у взрослых. Когда нужна помощь невролога? Неврозы, энурез, травмы

Невролог – это врач, который должен наблюдать за состоянием здоровья вашего ребенка на каждом этапе развития, давать советы о том, как правильно ухаживать за малышом, лечить в том случае, если ребенок заболел. Посещение доктора необходимо почти каждый месяц.

Осмотр обязателен даже в том случае, если младенец абсолютно здоров, тем более, что это может быть не так. Только специалист может выявить отклонения от нормы. Проводится осмотр раз в квартал, так как статус новорождённого меняется почти каждый месяц. Каждый отрезок знаменуется формированием каких-либо навыков, происходит это из-за непрерывного роста и развития организма.

В роддоме

Когда маму и грудничка выписывают из роддома, то малышу делают ультрасонографию головного мозга. Киста головного мозга – частый диагноз у новорождённых. Почему возникает данная патология медицине до конца неизвестно. Если размер опухоли не более 5 мм, то причин для беспокойства нет, и опухоль рассосётся к трем месяцам. Если киста была обнаружена, то необходимо каждый месяц следить за динамикой её развития.

Причинами заболевания ЦНС становятся:

  1. Патологическая беременность;
  2. Осложнения во время родов;
  3. Врождённые инфекции;
  4. Травмы, недоношенность.
  5. Не стоит откладывать осмотр у невролога, если вы заметили:
  6. Беспокойный сон;
  7. Синдром срыгивания и рвоты;
  8. Тремор рук, ног и подбородка;
  9. Пароксизмы различной продолжительности.

Давайте детально остановимся на том, каков неврологический осмотр на каждом этапе жизни.

При достижении одного месяца

В один месяц невролог на осмотре обращает внимание на рефлексы и на позу ребёнка. В месячном возрасте врождённые рефлексы наиболее явны.

Невролог обращает внимание на состояние мышц, так как новорожденным свойственен гипертонус, положение их тела схоже с тем, что было в утробе матери: малыш поджимает ноги, сжимает кулачки.

Мышцы должны быть симметричны с обеих сторон. Разный тонус мышц сигнализирует о наличии патологий. Новорождённый способен потягиваться после сна, когда ему исполняется один месяц.

Телодвижения маленького человека отличаются хаотичностью и неупорядоченностью. В первый месяц жизни младенец начинает фокусироваться на предмете, внимательно его осматривает, даже способен проследить за его перемещениями.

Если в две недели кроха может удерживать голову, то это говорит о внутричерепной гипертензии, которую лечит врач. В этот период ребёнок начинает выражать эмоции, например, улыбаться слыша мамин голос. Категорически нельзя игнорировать посещение невролога именно в этом возрасте.

Окружность головы достигает 35 см. В первый месяц важно отслеживать динамику роста. Каждый месяц окружность должна увеличиваться на полтора см. Врач-невролог обращает внимание на состояние родничка.

При достижении трех месяцев

На этом этапе малыш учится обращаться со своими ручками. Малыш начинает их изучать, засовывать пальцы в рот. К трем месяцам практически исчезают рефлексы новорождённого, так как уже кора головного мозга начинает отвечать за регуляцию. На смену хватательному рефлексу приходит осознанное хватание предметов.

Трехмесячный малыш должен уметь держать головку в вертикальном положении. Если этого не происходит, то вероятна у ребенка задержка физического развития или . Это будет выявлено на осмотре.

В этом возрасте появляется эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Возникает она при общении или при попадании в поле зрения нового объекта. В доме всё чаще раздаётся детский смех. Тонус и напряжённость сгибателей уменьшается, позы становятся более непринуждёнными.

В полугодовалом возрасте

В этот период невролог на осмотре смотрит на умения ребенка. В полгода малыш должен уметь переворачиваться на спину и на живот, поднимать голову, опираться на локотки.

Ребёнок начинает признавать родителей, выделять их среди остальных людей. Реакция на посторонних совершенно непредсказуема: от улыбки до сильного плача.

В полгода кроха способна совершать нехитрые манипуляции с игрушками, например, перекладывать предмет из одной руки в другую. Телодвижения приобретают точность и уверенность. Эмоциональные реакции становятся менее однообразны, ребенок начинает пытаться повторять несложные сочетания звуков.

После полугода окружность головы увеличивается на один см. Появляются попытки принять сидячее положение тела, пусть даже при помощи взрослых.

Дети постарше

На осмотре невролог обращает внимание на умение малыша сидеть без поддержки, оценивает физическое развитие. Дети в этом возрасте начинают ползать и вставать.

Что касается мелкой моторики, то ребенок уже способен удерживать двумя пальцами предмет. Ребенок пародирует движения взрослых: машет рукой, хлопает в ладошки. Малыш хорошо знает, кто его мама и папа, с настороженностью относится к незнакомцам. Малыш понимает, что такое нельзя, может найти нужный предмет среди прочих, понимает значение произносимых слов.

Осмотр в годовалом возрасте нельзя игнорировать, ведь малыш начинает становиться полноценным человеком. В год многие дети уже способны самостоятельно передвигаться, некоторые делают первые шаги, держась за руку родителя.

В год и третий месяц каждый здоровый ребенок должен уметь ходить. Становится лучше умение держаться за столом: малыш держит столовые приборы, ест при помощи них, умеет пить из кружки.

Развитие познавательной сферы происходит семимильными шагами: ребенок знает наименования предметов, части тела человека, звуки, которые произносят животные. Окружность головы к этому времени увеличивается на десять см.

Самые частые вопросы родителей к неврологу

С чем связано постоянное напряжение в конечностях?

Гипертонус – это нормальное явление, присущее всем новорождённым до определённого возраста. Младенцы сгибают руки, прижимают их к груди, пальцы крепко сжимают в кулак, притом большой палец лежит под другими. Нижние конечности тоже согнуты, но меньше чем в руки.

Папы и мамы могут заметить, что тонус меняется, если повернуть голову влево или вправо, то мышечный тонус станет выше с одной стороны. Эта особенность детского организма называется . Но не стоит пугаться медицинской терминологии, такое состояние считается абсолютно нормальным.

К четырем месяцам тонус мышц становится всё меньше, при движении задействуются многие группы мышц. Гипертонус никак не лечат, но допустимо делать массаж, способствующий гармоничному развитию тела. Советы о том, как делать массаж должен давать только квалифицированный специалист. На осмотре врач скажет, если причины для беспокойства.

Тремор конечностей и подбородка – это признак того, что ребёнок замёрз или что-то не так с нервной системой? Необходимо ли посещение врача?

Дрожь в теле, или по-научному тремор, возникает на первых этапах жизни. Причиной этому становится не до конца сформированная ЦНС. Тремор возникает вследствие эмоционального потрясения, физического напряжения, но иногда приступ начинается внезапно. Дрожание может быть как с обеих сторон, так и с одной. Молодые мамы понапрасну беспокоятся, замечая дрожь в теле ребенка. Если тремор повторяется периодически, с каждым разом всё продолжительнее и интенсивнее, то это повод сходить на приём к неврологу.

Что такое сосательный рефлекс? Почему ребенок постоянно что-то сосёт: пальцы, пустышку, грудь? Может быть он хочет есть?

Сосательный рефлекс является одним из основных у детей до года, он является врождённым. Любое раздражение рта вызывает сосательные движения у новорождённого. Рефлекс перестаёт себя проявлять при достижении четырёх лет. У младенцев встречается поисковый рефлекс, а также хоботковый. Во время приёма пищи эти рефлексы усиливаются, но это не говорит о том, что ребенок хочет есть.

Почему ребенок дергается и раскидывает руки в стороны? Необходимо ли обратиться к неврологу на прием?

Такое поведение ребенка объясняется рефлексом Мора. Он сохраняется до полугода, часто возникает при перемене положения тела или при громких звуках. Если ребенка поднять на руки из кроватки, а потом положить обратно, то младенец непроизвольно поднимет руки вверх. Иногда рефлекс Мора возникает непроизвольно или как ответная реакция на стук, крик или хлопок. Подобные движения руками свойственным всем малышам, не их наличие, а отсутствие должно вызывать опасение. Но при достижении 5 месяцев рефлекс должен исчезнуть.

С чем связаны частые срыгивания? Есть ли необходимость обращаться за помощью к специалистам?

Срыгивание до пяти раз в сутки – это норма, а не неврологическое нарушение. Особенно часто оно наблюдается в первый месяц жизни. связано с особенностями строения ЖКТ, его функционирования: желудочек расположен по горизонтали, имеет форму круга и очень маленький объем, не более десяти мм. Поэтому младенцы могут наедаться небольшим количеством молока. Кардиальный сфинктер желудка невелик по размеру, а вход в желудок имеет больший диаметр. Из-за этого пища медленно движется по ЖКТ.

Срыгиванию также способствуют:

  • Излишнее количество пищи;
  • Недоношенность;
  • Дефицит массы тела;
  • Ещё несовершенный процесс дыхания;
  • Отсутствие ферментов пищеварения;
  • Заглатывание воздуха во время еды;
  • Малые промежутки между кормлениями.

Что за белая полосочка у малыша на глазу? Почему она появляется?

Это явление называется синдромом Грефе. Наличие полосочки между радужной оболочкой и веком не свидетельствует о наличии каких-либо патологий, встречается у новорождённых довольно часто.

Она возникает из-за перемены положения тела, смены освещения, а также просто из-за индивидуальных особенностей организма. Способствует её образованию и незрелость нервной системы.

Симптом Грефе проходит самостоятельно в течение полугода. Но если симптом сопровождается косоглазием, высокой возбудимостью, ЗПР, то стоит немедленно посетить невролога с целью осмотра.

Почему ребенок бьётся головой?

Маленькие дети иногда начинают биться головой об окружающие предметы. Учёные до конца не знают, с чем связано раскачивание головой у детей до 3 лет. Считаются, что таким образом малыши тренируют вестибулярный аппарат и успокаиваются. Наверняка вы замечали, что покачивания головой заканчиваются засыпанием.

Иногда дети бьются головой, чтобы привлечь к себе внимание, выражают протест. В психологии этот синдром называется «самонаказанием». Ребенок стукается головой, чтобы его пожалели мама и папа. Подобное поведение можно избежать, если не делать прямых запретов. Чтобы битьё головой не причиняло серьёзный физический вред, то стоит убирать опасные предметы подальше от малыша.

Лекарственные средства, прописываемые невропатологом

Микстура часто имеет в своём составе пустырник и валериану, которые славятся своими успокаивающими свойствами. Но отзывы свидетельствуют о том, что следует осторожно относиться к этим растениям, ведь они очень сильно угнетают нервную систему. Микстура имеет в своём составе:

  • Дифенгидрамин;
  • Глюкозу;
  • Очищенную вода, не имеющую каких-либо примесей;
  • Натрия бромид.

Врачи прописывают малышам препараты, содержащие Магне В6. Отзывы мам и пап говорят о том, что эти лекарства благотворно влияют на неокрепшую нервную систему малыша. Если детский невролог назначил новорождённому приём Магне В6, то учитывайте, что он обладает слабительным эффектом.

Детский невролог(невропатолог)

К наиболее часто встречающимся патологиям центральной нервной системы у детей до года относится так называемая перинатальная энцефалопатия . Выявлением отклонений и патологий нервной системы ребенка занимается детский невролог (невропатолог) . Развитие перинатальной энцефалопатии у младенца может спровоцировать обвитие шеи плода пуповиной во время беременности,преждевременная от слойка плаценты, затяжные или преждевременные роды,общий наркоз во время родов. Многие патологии нервной системы ребенка связаны с гипоксией головного мозга,возникшей из-за внешних или внутренних неблагоприятных факторов в последний месяц беременности - токсикозы,прием сильнодействующих лекарств,курение,развитие острых инфекционных заболеваний,угроза выкидыша и т. д.

К различным патологиям центральной и периферической нервной системы ребенка надо относиться со всей серьезностью. Своевременно обратившись к детскому неврологу при малейших признаках нарушения нервной системы у ребенка,можно избежать тяжелых последствий в развитии. Если детский невропатолог вовремя не диагностирует и не назначит курс лечения для ребенка с теми или иными нарушениями нервной системы,то бездействие может привести как минимум к задержке речевого и психомоторного аппарата. Патологии нервной системы могут также привести к синдрому дефицита внимания,к нарушениям поведения,эмоциональной неустойчивости,к нарушению формирования навыков чтения,письма,счета.

Детский невролог должен обязательно обследовать ребенка при появлении первых признаков патологии нервной системы,к которым относятся следующие симптомы (могут проявится уже сразу после рождения или спустя несколько месяцев):
1. Сильно трясутся ручки и подбородок при малейшем возбуждении,плаче и даже иногда в спокойном состоянии;
2. Очень поверхностный,беспокойный сон у младенца. Малыш трудно засыпает и часто просыпается;
3. Частые и обильные срыгивания у младенца;
4. Судороги (подергивания) во время увеличения температуры тела;
5. При опоре на стопу или на "цыпочки" сильно поджимаются пальцы

Как отмечают детские невропатологи ,тяжелые поражения нервной системы легко диагностируются и встречаются гораздо реже легких (особенно в первый год с момента рождения ребенка). Небольшие патологии нервной системы гораздо труднее диагностируются,но именно раннее выявление нарушений центральной или периферической нервной системы и последующий комплекс лечения позволяют избежать опасных последствий перинатального поражения головного мозга ребенка. Крайне важно,чтобы в течение первых нескольких недель после рождения,ребенка осмотрел специалист - детский невролог .

По статистике последних лет, более 50% детской инвалидности связано именно с патологиями нервной системы,70% из которых появляются в период беременности и в первый месяц с момента рождения ребенка (перинатальный период). Патологии нервной системы в перинатальный период вызывают развитие перинатальной энцефалопатии , синдром минимальной мозговой дисфункции (в последнее время именуемый как СДВГ). Несвоевременное лечение этих нарушений нервной системы может привести к чрезмерной раздражительности,импульсивности ребенка, плохой успеваемости в школе. Позже поражения центральной и периферической нервной системы могут привести к различным заболеваниям опорно-двигательного аппарата, моторной неловкости, сильным головным болям, синдрому вегетативной дисфункции.

В процессе осмотра,детский невролог собирает особенности развития и перенесенные заболевания ребенка с момента рождения. Специалист анализирует также информацию о том,как протекали последние недели беременности,как проходили роды , какие заболевания перенесла мамочка в последний месяц беременности. При обнаружении любых признаков и симптомов нарушения нервной системы у ребенка,детский невропатолог назначает дополнительные исследования - УЗИ (НСГ),осмотр глазного дна, ЭЭГ, УЗДГ (допплер), методика стволовых слуховых вызванных потенциалов, МРТ(в редких случаях). После анализа результатов исследований,невропатолог назначает и контролирует определенное лечение.

В первый месяц жизни ребенка происходит интенсивное созревание и развитие структур головного мозга,психических и моторных функций. Чем раньше будет выявлена патология нервной системы и назначен соответствующий курс лечения,тем выше вероятность избежать опасных последствий для здоровья ребенка.Сегодня в арсенале детского невролога существует множество различных методов лечения как тяжелых,так и легких патологий нервной системы. Это и физические методы воздействия (лечебная физкультура для детей,массаж,физиотерапия), и лекарственные препараты с исследованной клинической эффективностью, и новейшие методы неврологической реабилитации (специализированные компьютерные речевые программы,методики совершенствования мозжечковой стимуляции).

Многие современные медицинские центры оснащены новейшим оборудованием для диагностики заболеваний нервной системы, разрабатывают и применяют эффективные техники мануальной и эмоциональной терапии, чтобы по возможности избегать применения химиопрепаратов,имеющих побочные действия.
Вот некоторые методики,которыми владеют мануальные терапевты и детские остеопаты для лечения патологий нервной системы у детей:
1. Висцеральная мануальная терапия.
Восстановление подвижности и нормального функционирования органов.
2. Вертеброневрология (мягкая техника детской мануальной терапии).
Эта техника основана на работе со связками и мышцами в медленном темпе с растяжением спазмированных,напряженных участков.
3. Краниосакральная терапия. Нормализация,выравнивание работы костей черепа ребенка.
При смещении или нарушении движения костей черепа нарушается движение мозговой жидкости,кровоток и как следствие - ухудшается работа головного мозга,увеличивается внутричерепное давление,расширяются желудочки мозга (водянка головного мозга),усиливаются головные боли. Эта методика очень актуальна для деток раннего возраста.
4. Эмоциональные техники.
Очень актуальны при поведенческих нарушениях,различных неврозах у детей. Эмоциональные техники связаны с воздействием на канально-меридианальные и стрессовые точки,с эмоциональным состоянием.
5. Работа с мышцами для их релаксации.
Как известно,мышцы связаны с внутренними органами,костями,позвонками. Техника направлена на мышечно–связочное расслабление,пост изометрическую релаксацию (удержание специальной позы,а потом - расслабление)

Детский невролог также занимается диагностированием и лечением травматических и инфекционных поражений нервной системы, опухолей,детских церебральных параличей,заболеваний вегетативной нервной системы, судорожных состояний (например-эпилепсия у детей),хромосомных и наследственных заболеваний нервной системы, смежными с нервными болезнями (эндокринологические,ортопедические,психиатрические болезни).

В более старшем возрасте к детскому невропатологу следует обращаться при следующих симптомах:
1. Частая головная боль
2. Пронизывающая боль в спине
3. Проблемы памяти и внимания
4. Нарушения функций позвоночника на разных уровнях
5. Снижение концентрации внимания
6. Панические атаки
7. Задержка темпов речевого развития,письма,звуко-произношения
8. Заболевания периферических нервов (невропатии,невралгии)
9. Быстрая утомляемость

Плановый осмотр ребенка у детского невролога :
В три месяца
В шесть месяцев
В девять месяцев
В 1 год
После года - обязательный ежегодный осмотр у невропатолога .

Различают следующие детские неврологические поражения:
1. В следствие токсических нарушений
2. Наследственные,генетические
3. Инфекционные
4. Гипоксические поражения
5. В следствие травматических поражений
6. Эпилепсия (посттравматическая и наследственная)
7. Специфические синдромы (в т.ч. - комбинации вышеперечисленных поражений нервной системы)

На какие особенности развития нужно обратить внимание в поведении и развитии ребенка до 1 года и позже? Какие симптомы могут послужить сигналами к обращению к специалистам? А какие, напротив, не являются признаком патологии? На эти и другие вопросы отвечают специалисты нейрореабилитационного центра «Импульс»: невролог, нейрофизиолог Игорь Жданов и клинический психолог Наталья Морозова.

На что следует обращать пристальное внимание в жизни ребенка на первом году жизни?

Самое главное - это сон и аппетит ребенка. От того, как ребенок ест и спит, зависит его развитие. Во-вторых, следует обращать внимание на определенные вехи в развитии. В отношении двигательного развития: в 2 месяца вы должны наблюдать удержание головы в положении лежа, в 3 месяца – переворот на живот, к 5 месяцам – переворот с живота, в интервал с 6 до 8 месяцев – посадка, постановка на четвереньки, ползание на четвереньках, 8-10 месяцев – ребенок встает около опоры, в интервал от года до года и четырех месяцев – самостоятельная ходьба. Если вы наблюдаете те или иные задержки в опорно-двигательном развитии, ребенка стоит показать неврологу.

Симптомы, указывающие на повышенное внутричерепное давление, могут быть следующими: плохой сон, постоянное беспокойство и крик, плаксивость, частые срыгивания, дрожание ручек, ножек и подбородка, выпячивание родничка, а также быстрое увеличение окружности головы в размерах.

После рождения физиологический тонус держится обычно до 3−3,5 месяцев, затем постепенно приходит в норму. Дети с повышенным тонусом (гипертонусом) очень беспокойные, часто плачут, капризничают, их ручки и ножки как бы приведены к телу и не распрямляются.

Малыши с гипотонусом, напротив, редко плачут, много спят, часто пропускают кормления, мало двигают необычно гибкими конечностями.

Что касается психического развития, нужно обращать внимание на предречевой компонент: реакцию ребенка на игрушки, на близких, а также на звук в принципе. Нечасто встречающаяся патология, но влияющая на развитие – это нарушение слуха. Поэтому если у родителей создается впечатление, что ребенок не реагирует на звук, это сигнал к тому, что нужно проверить слух.

В более старшем возрасте (после 1-2 лет) какие симптомы могут стать поводом для обращения к неврологу или психологу?

Самые главные патологические симптомы – сниженное понимание речи, сниженные игровые и обиходные навыки, искажение пищевого поведения (ребенок ест только ограниченный круг продуктов или отказывается от еды), не пробует повторять действия взрослых, не берет ложку и не ест, не пытается раздеваться и одеваться. Еще один момент: нет потребности к коммуникации. То есть ребенок не пытается привлечь внимание к себе, к своим действиям.

В полтора года ребенок уже должен говорить несколько простых слов и даже небольших фраз. В 2-2,5 года вы должны наблюдать увеличение количества слов в фразе до 3-4.

Если ребенок часто плачет, кричит, не появляется сюжетная игра, речь – первый звонок посещения к психологу, неврологу. Если ребенок не контактирует, не откликается на имя, нет речи – повод обратиться к клиническому психологу. Чем раньше начнем работать, тем быстрее будет результат.

Что делать мамам, которые выявили у своих детей нежелательные симптомы самостоятельно, но при обращении к врачу им сказали подождать до 3-ех лет? Такие истории на форумах встречаются достаточно часто. В 3 года ребенку ставят диагноз задержки развития или другой, а ведь можно было начать лечение гораздо раньше.

Если обращаться к разным специалистам, к одному, второму, третьему, то рано или поздно вы столкнетесь с тем, что мнения специалистов разойдутся: кто-то скажет вам, что у вас нет никаких проблем, кто-то – что у вас огромная проблема, и вам нужно срочно усиленно и много лечиться. Самый подходящий вариант: нужно обратиться к высококвалифицированному специалисту. Если такой возможности нет, то попробуйте что-то сделать самим, в домашних условиях. Например, если проблемы с речью, посмотрите несколько видеоуроков в интернете, попробуйте позаниматься с ребенком. Если нет динамики, то вы можете обратиться к специалисту с конкретной проблемой: у ребенка не формируются те или иные навыки. То есть я с ним занимаюсь, а результата нет. Для квалифицированного специалиста это очень важный симптом.

Ждать трех лет, действительно, нет необходимости. Специалист высокой квалифиакции, скорее всего, такого совета вам не даст.

Какие симптомы в развитии/поведении ребенка не являются отклонением, но мамы часто считают их таковыми?

Подергивание (тремор) ручек или подбородка при крике, плаче до 3 месяцев патологией не считается. Если подобные «приступы» остаются дольше, это может свидетельствовать о повреждении нервной системы ребенка - во время беременности или в родах.

Если ребенок ярко негативно реагирует на запреты, пытается все сделать сам – это не признаки отклонений, это нормальные этапы развития ребенка. Это усложнение психологической картины личности ребенка. Отклонение в данной ситуации можно выявить так: например, если ребенок негативно отреагировал на запрет мультфильмов, то в норме ребенка можно довольно переключить на другую деятельность. Если этого не происходит, то это патологическая реакция.

К каким последствиям может привести игнорирование тех или иных симптомов (можно привести самые распространенные примеры)?

Игнорирование особенностей может привести к широкому спектру последствий. Например, к грубым нарушениям коммуникации, когда ребенок становится буквально выключенным из социума. Или формирования тревожного нарушения личности. Наиболее распространенным является вариант, когда у ребенка формируется одна из форм дислексии, которые препятствуют нормальному обучению ребенка. Или приводят к проблемам удержания внимания, концентрации ребенка.

На данный момент много детей страдают синдромом гиперактивности. Многие исследования говорят, что процент таких детей растет с каждым годом. С чем это связано? Какие первые признаки синдрома?

У нас в головном мозге всего 2 типа импульсов – это возбуждающий и тормозящий. И так повелось генетически, что любое повреждающее или дефицитное действие на мозг оказывает активизирующий импульс. То есть чаще всего мозг перевозбужден чаще, чем находится в тормозящем состоянии. Гиперактивность может быть следствием этих процессов.

Невролог (современный вариант названия более привычного невропатолога) – это специалист, который предупреждает, диагностирует и лечит заболевания, вызванные поражением центральной или периферической нервной системы. Это особенно важно в детском возрасте, когда любые сбои в столь специфической сфере чреваты развитием состояний, способных оставить неизгладимый отпечаток на последующей жизни малыша. Детский специалист должен планово осматривать младенцев в первые недели после родов, в 3, 6, 9 и 12 месяцев. После этого визиты к профильному врачу необходимо совершать каждый год.

Важность своевременного обращения к детскому неврологу

Проблемы с функционированием нервной системы могут начаться еще в период внутриутробного развития плода, при этом для непрофессионала они не всегда очевидны. Вот почему детский невролог должен осмотреть новорожденного сразу после родов или в первые недели его жизни. Поражения нервов, спинного и головного мозга нередко являются результатом гипоксии плода, отслойки плаценты, затяжных или стремительных родов, необходимостью подачи общего наркоза для родоразрешения. Не менее важно состояние матери в последний месяц беременности. Токсикозы, необходимость приема ряда лекарств, курение, инфекционные заболевания – первостепенные факторы риска.

Только своевременное обращение к специалисту, разработка правильного плана лечения и его реализация способны не допустить угнетения работы одной из важнейших систем организма. Промедление чревато в лучшем случае задержкой речевого и психомоторного развития. Также отказ от профильной терапии может привести к развитию синдрома дефицита внимания, неадекватности поведения, эмоциональной нестабильности и проблемах с развитием базовых социальных навыков.

Статистика безжалостно свидетельствует о том, что 50% случаев детской инвалидности связаны с патологиями нервной системы. Из них около 70% диагнозов оказываются результатом проблем во время беременности и период новорожденности (28 дней после родов). Практика показывает, что со значительной частью этих проблем детский невролог способен справиться, если вовремя будет поставлен диагноз.

Симптомы, при наличии которых необходимо обратиться к невропатологу

Первые признаки патологии развития нервной системы могут появиться у ребенка сразу после рождения или через некоторое время. В случае с грудничками, детский невролог в обязательном порядке должен осматривать младенцев со следующими симптомами:

  • При плаче или малейшем возбуждении у карапуза трясутся ручки и дрожит подбородок. Иногда данное явление встречается даже в спокойном состоянии.
  • Малыш отличается неспокойным поверхностным сном, который легко нарушается под воздействием внешних факторов.

Совет: Если грудничка способен разбудить даже разговор родителей, не стоит пытаться создать для него максимально комфортные условия. Затемненное помещение, закрытые двери и окна, хождение на цыпочках и разговоры шепотом не помогут, а только усугубят положение, отодвинут начало диагностики и лечения. Какими бы дополнительными симптомами не сопровождалось данное состояние (даже, если ничего больше нет), обращение к специалисту необходимо.

  • Грудничок часто и обильно срыгивает, даже если не съедает много пищи за один раз.
  • Уже при незначительном повышении температуры тела у младенца отмечаются судороги, что вызывает необходимость применения жаропонижающих средств.
  • Если малыша, поддерживая, «поставить» на стопу или цыпочки, у него сильно поджимаются пальчики.

Что касается деток более старшего и сознательного возраста, то к невропатологу нужно обращаться, когда у них наблюдаются следующие проявления:

  1. Частые или затяжные головные боли.
  2. Простреливающие или пронизывающие боли в спине.
  3. Проблемы с фокусированием внимания, памятью.
  4. На разных уровнях позвоночника отмечаются сбои в выполнении привычных функций.
  5. Развитие панических атак.
  6. Быстрая утомляемость, вялость, отсутствие заинтересованности в окружающих предметах.
  7. Поражение периферических нервов (невралгии, невропатии).
  8. Видимая задержка в темпах развития речи, письма, интеллекта.

Любой невролог скажет, что тяжелые поражения нервной системы обнаружить намного проще, чем легкие. При этом затянувшееся и пропущенное развитие заболевания не менее опасно, чем его более серьезный аналог. Только если родители будут вовремя обращаться к врачам со своими подозрениями, не дожидаясь планового осмотра, можно будет рассчитывать на эффективную профилактику распространенных патологий.

Как проходит осмотр у детского невролога?

Помимо традиционного осмотра и сбора информации по существующим жалобам, невролог в обязательном порядке уточняет перечень всех заболеваний, перенесенных с момента рождения. Помимо этого, обращается внимание не следующие моменты:

  • Анализируется протекание беременности, особенно на последних неделях, специфические моменты в родах. Специалист уточняет, не переносила ли мамочка каких-либо заболеваний в третьем триместре беременности.
  • В случае обнаружения подозрительных или тревожных моментов детский невролог может направить ребенка на УЗИ, диагностику глазного дна, МРТ и другие дополнительные манипуляции.

После того, как результаты всех процедур будут получены, специалист сопоставляет данные, ставит диагноз и назначает комплекс терапевтических процедур. Стоит учесть, что хороший невролог не просто контролирует процесс предоставления малышу необходимых услуг, а и сам активно лечит его.

Методики лечения, используемые в детской неврологии

Благодаря стремительному развитию медицины, как науки, у современных врачей появилось немало инструментов, препаратов и приборов, значительно повышающих качество лечения неврологических болезней. Сегодня детский специалист лечит детей химическими компонентами только в случае крайней необходимости. Сначала в ход идут следующие процедуры и манипуляции:

  • Мануальная терапия, направленная на восстановление нормального функционирования органов и восстановление их подвижности.
  • Особая техника мягкой детской мануальной терапии, основанная на работе со связками и мышечными волокнами. Все действия проводятся в очень медленном темпе, что позволяет снять спазмы с напряженных участков.
  • Краниосакральная техника. Направлена на выравнивание костей черепа, в результате чего восстанавливается нормальный кровоток, улучшается движение мозговой жидкости, понижается внутричерепное давление. Чаще всего невролог лечит подобным образом совсем маленьких детей, устраняя головные боли и улучшая работу мозга.
  • Сегодня очень актуальны эмоциональные техники. Их используют при неврозах различной этиологии, расстройствах поведения.
  • Терапия редко обходится без мышечной релаксации. Она включает несколько различных техник, каждая из которых приводит к расслаблению волокон, что положительно сказывается на состоянии костей, позвонков и внутренних органов.

Помимо перечисленных состояний, детский специалист выявляет и лечит инфекционные и травматические поражения нервной системы, последствия разрастания опухолей, ДЦП, судорожные состояния (в том числе и эпилепсию). Невролог выявляет связь наследственных, эндокринологических, психиатрических и ортопедических патологий с поражениями нервной системы.

В наш век стрессов и скоростей многие взрослые люди, особенно жители крупных городов, периодически ощущают те или иные симптомы неблагополучия со стороны нервной системы. Это головная боль и утомляемость, нарушения сна, раздражительность, снижение внимания и работоспособности. Многие из нас привыкли к этим ощущениям и не обращаются к врачам, некоторые напротив встревожены и регулярно посещают специалистов неврологов . Но в том или ином случае большинство из заболеваний нервной системы, которыми наши пациенты страдают во взрослом возрасте, берут свое начало из детства.

Ни для кого не секрет, что в современном мире дети подвергаются не меньшему, если не большему воздействию зачастую не слишком дружелюбной внешней среды. Еще находясь в утробе матери, ребенок слышит шум, хоть и приглушенно, ощущает вибрацию транспорта и многое другое. На его состояние оказывают влияние: стрессовые состояния, а также заболевания его мамы. Поэтому, все негативные воздействия ребенок получает еще находясь в утробе. Следующий важнейший этап, через который ребенку необходимо пройти в определенный момент развития - это сложнейший процесс родов. Природа предусмотрела специальные защитные механизмы, оберегающие ребенка в этот период. С помощью них ребенок нужным образом группируется, проходя через родовые пути, делает свой первый вдох, и только полностью родившись на свет, может закричать, совершать сосательные движения. Различные структуры головного и спинного мозга, ответственны за формирование специальных врожденных безусловных рефлексов новорожденных. По мере взросления ребенка на первом году жизни эти рефлексы постепенно исчезают.

Однако в некоторых случаях эти механизмы могут по каким-то причинам «ломаться» и тогда, родившись на свет, младенец будет нуждаться в специальной помощи врачей-неонатологов, а затем и детских неврологов. Такими причинами могут быть различные заболевания матери во время беременности, а так же курение, прием алкоголя, некоторых видов лекарственных средств, скрытые внутриутробные инфекции, наследственные причины и преждевременные или чрезмерно долгие роды. Кроме того, все младенцы, родившиеся на свет путем оперативных родов (кесарево сечение), также нуждаются в наблюдении детского невролога на протяжении первых трех лет жизни.

По современным стандартам осмотр детского невролога обязателен при диспансерном наблюдении всех групп детей первого года жизни. Чтобы быть спокойным за развитие малыша в первый год его жизни, родителям желательно посетить детского невролога, как минимум 3 раза - в возрасте 1 месяц, в 6 месяцев и в 1 год. Данные возрастные периоды важны для того, чтобы четко оценить темпы развития ребенка, выявить проблемы первого года жизни и, если они возникли, скорректировать эти проблемы уже на раннем этапе. Кроме того, консультации невролога зачастую нужны для решения вопроса о начале и графике проведения профилактической вакцинации ребенка.

Следующий «критический» период, в который Вам и Вашему ребенку может понадобится консультация специалиста-невролога, это возраст 3 лет. К этому моменту многие дети начинают или готовятся посещать детские дошкольные учреждения. В этот возрастной период у многих детей появляются страхи, нарушения сна, а так же в этом возрасте, у некоторых детей могут возникать различные невротические состояния. Многие из этих состояний носят возрастной характер и самостоятельно проходит без лечения, однако в ряде случаев ребенку может понадобиться помощь грамотных психологов или медикаментозная поддержка.

Анализ жалоб при обращении к детскому неврологу ясно показывает, что проблема головной боли у детей также значительно «помолодела». Зачастую дети еще не могут подробно описать свои ощущения, однако при этом они уже переживают весь комплекс симптомов, который характерен для головной боли у взрослых людей. Длительное скрытое течение болевого синдрома у детей может сказаться на их развитии, такие дети начинают избегать шумных игр со сверстниками, испытывают эмоциональные проблемы. Если у родителей возникает подозрение, что их ребенок страдает головной болью, консультация невролога в этом случае необходима.

К возрасту 4-5 лет часто на первый план выходят поведенческие проблемы, нарушения речевого развития и координации. В этом случае детский невролог работает в тесном контакте с педагогами, логопедами, детскими психологами, специалистами по развитию движения. Крайне важно выявить проблемы развития и начать помогать ребенку до того момента, как он начнет посещать школу. В школьном возрасте эти нарушения могут проявиться в виде трудностей чтения, счета и письма. Также, частой причиной обращения к врачу в этом возрасте является проблема энуреза. Лечение данного состояния требует совместной работы педиатра, уролога , невролога, а также активного участия родителей и самого ребенка в процессе лечения.

В школьном возрасте, помимо проблем с обучением, вновь актуальными становятся трудности адаптации к возрастающим нагрузкам, эмоционально-волевые нарушения, зачастую могут возникать нарушения сна, тики, заикания и другие невротические расстройства. Вовремя начатое лечение может позволить ребенку избежать травмирующих ситуаций в школьном коллективе, зачастую приводящим к смене школы или надомному обучению.

В подростковом возрасте в период бурного роста и гормональных «перестроек» организма, могут обостряться хронические состояния, связанные с вегетативной нервной системой (головные боли, головокружения, предобморочные состояния, повышенная утомляемость). В этот период подрастающий пациент особенно нуждается в пристальном внимании специалистов - подросткового врача-педиатра, невролога.

Таким образом, внимательное отношение к развитию ребенка, его жалобам, поведению, сну, особенностям речи, а также периодическое посещение детских специалистов - педиатра и детского невролога, дадут Вам возможность своевременно и максимально эффективно выявить и решить проблемы, возникающие на пути вашего ребенка.

Пусть наши дети растут здоровыми и счастливыми!